СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА РАЗРАБОТКУ САЙТА

Техническое задание – это основа, от которой необходимо отталкиваться при разработке любого сайта.

Оно может быть сформулировано в нескольких словах, если это простой сайт на подобие сайта-визитки без какого-либо функционала, а может достигать и 50 страниц формата А4 для крупных сайтов портального типа. Именно поэтому точную стоимость создания сайта и сроки можно сказать только после прочтения технического задания на разработку и его анализа менеджером и тех. специалистами.

Что должно содержать техническое задание на разработку сайта?

1. Название сайта, компании, слоган. Если дополнительно требуется создание логотипа или фирменного стиля, то этот пункт требуется расписать подробно: миссия компании, предпочитаемые цвета, формы. В соответствии с этой информацией выбирается и регистрируется доменное имя.

2. Назначение сайта. В свободной форме изложить, с какой целью создается сайт и какая его потенциальная целевая аудитория.

3. Тип сайта. То есть указать, это будет сайт-визитка, промосайт, интернет-магазин, портал, каталог, блог, форум, инфосайт, корпоративный сайт или landing page (читать, чем отличаются эти типы сайтов).

4. Структура сайта. Посмотрите на сайты конкурентов или другие сайты схожего типа и представьте, каким вам видится ваш интернет-проект, что на нем должно обязательно присутствовать. Укажите, какого типа страницы необходимы для вашего сайта, кроме главной. Например, для интернет-магазина обязательна страница каталога, карточка товара, корзина, дополнительно могут быть страница списка статей/новостей и информационная страница новости, о компании, страница контактов и т.д.  Опишите, каким вы видите расположение блоков на странице: шапка, футер, контентная часть, нужны ли боковые колонки, где будет располагаться меню и т.д.

Здесь же необходимо описать структурное содержание сайта в виде дерева: название разделов и подразделов, навигация по сайту.

5. Терминология. В идеале в техническом задании также нужно указать специфическую терминологию для вашей тематики, чтобы все называлось своими именами.

6. Дизайн. Этот пункт во многом перекликается со структурой, точнее ее визуализацией. Здесь требуется указать «декоративные» элементы, которые должны присутствовать на сайте: слайдер, карусель, всплывающие окна, баннеры, как ведет себя меню при навигации и пр. Цветовая гамма дизайна во многом определяется логотипом сайта, но можно вносить корректировки как тоновые, так и дополнять дизайн другими цветами.

7. Верстка. Отдельным пунктом идет ТЗ на верстку, так как этим занимается отдельно выделенный человек – верстальщик(и). Здесь нужно указать, как видится работа конкретных элементов сайта при наведении, нажатии или активации формы/кнопки/ссылки, так как, возможно, для их работоспособности потребуется подключение скриптов.

8. Функционал. Это один из самых важных пунктов, который серьезно влияет на стоимость разработки, так как основная работа здесь именно за программированием. В описании требований к функционалу сайта необходимо указать, какие интерактивные возможности должны присутствовать на сайте: функционал интернет-магазина, форма заказа, форма обратной связи, форма бронирования, фильтр по продукции, сортировка, таймер, возможность добавить товар к сравнению, возможность оставить отзыв на сайте, добавить в избранное, регистрация и пр. 

Возможно, вам потребуется запрограммировать резервное копирование или массовую загрузку файлов, подключение платежной системы или мультиязычность.

Здесь же требуется определиться с системой управления сайтом, подходят ли для ваших целей готовые решения и какие именно или требуется индивидуальная разработка.

Именно в этой пункте описывается основная работа программистов.

9. Описание внутренних страниц сайта. Если в пункте «структура сайта» требовалось только перечислить все требуемые типы страниц, то здесь необходимо дать им полное описание как по дизайну, так и по функциональности.

10. Графический и текстовый контент. Зачастую внешний вид сайта зависит от качественно сделанных фото продукции или заведения. Поэтому от заказчика требуется создать эти фотографии или предоставить уже готовые. Возможно, вам необходима отрисовка графики, тогда это также нужно указать, так как увеличивается время работы графического дизайнера. Иногда ничего такого и не нужно, достаточно размещения тематических фото – упомяните об этом в ТЗ на разработку.

11. Тестирование сайта. В данном пункте необходимо обозначить время на тестирование работоспособности и функционала сайта. Чем сложнее разрабатываемый продукт, тем больше времени требуется на его тестирование и внесение доработок.

12. Размещение сайта на хостинге. Большинство фирм при разработке сайта размещают его файлы и базы данных сначала на тестовом хостинге и только после согласования всех доработок и завершения проекта, сайт переносится на приобретенное доменное имя и хостинг. Хостинг выбирается заказчиком, поэтому он должен удовлетворять требованиям, которые озвучивает разработчик, исходя из использованных при разработке инструментов а также предположительной нагрузки на сайт.

Однако никто не застрахован от возможных сбоев, поэтому в данном пункте технического задания на разработку сайта стоит оговорить возможность техподдержки сайта в работе. Если поддержка требуется постоянная, то необходимо описать перечень работ, которые в нее будут входить. В зависимости от этого определяется сумма на поддержку, будет ли это ежемесячная абонентская плата или разовые платежи.

В идеале над составлением технического задания должен работать человек, который в этом разбирается, который может описать техническим языком все пожелания заказчика. Это может занять не один час времени и переговоров, если планируется серьезный проект.